Основная мысль, которая прослеживалась в обсуждении заключалась в том, что форвардные контракты и другие формы долгосрочных договоров позволяют формировать обозримый гарантированный горизонт планирования, что также является методом организации системы рынка.
Анна Гридякина поделилась пониманием актуальности в секторе рынка органов государственной власти и наличием отдельных, пока немногочисленных позитивных примеров, и рассказала о необходимости применения практики в рамках госсектора:
«Поднятый сегодня вопрос обеспечения прогнозируемого в долгую гарантированного заказа и понятной, прозрачной модели конкретных поставок ТКО — вопрос, который важен и для производителей ТКО, и для потребителей.
По моему мнению, госсектор нуждается в комплексном и системном подходе. Здесь можно сильно не фантазировать на горизонт 2030 года, потому как те проблемы и риски, которые могут только усугубиться, есть и сейчас. Базовой, фундаментальной проблемой является вопрос надёжности и целостности функционирования и эксплуатации.
С одной стороны госсектор — сегмент рынка не самый объёмный, но с точки зрения стратегической значимости и приоритета целостности функционирования и обеспечения повседневной деятельности, это один из лидирующих сегментов. Тем не менее мы наблюдаем, что вопрос, связанный с эксплуатацией, находится в достаточно обострённой фазе.
С наступлением новой эпохи эти проблемы ещё больше усугубились, потому что импорта на сетях до сих пор очень много, модернизации идут крайне медленными, кусочными темпами. Эти проблемы обостряются дефицитом кадрового профессионального состава. Инженерного состава в госсекторе не хватает. Вопросы качественного администрирования, управления сетями передачи данных, сетями связи очень актуальны. На уровне управления в регионах беда совсем катастрофическая, зачастую сложности есть и на уровне центральных аппаратов.
На это накладывается вторая ключевая проблема — проблема информационной безопасности, вопросы контроля и управляемости на стратегически важных сетях связи государственного уровня, без преувеличения, с прямой корреляцией с вопросами национальной безопасности.
Поэтому решать эти проблемы нужно. Хотелось бы чтобы какая-то динамика в части государственного подхода и подхода к планированию комплекса мер, стратегических мероприятий, технических мероприятий, экономических, начала формироваться, может быть, с дополнительными инструментами уровня федеральных целевых программ. Более того, уже есть вселяющие определённый оптимизм некоторые примеры.
Можно опираться на опыт Министерства обороны, а именно в части формирования долгосрочных контрактов. Т.е. контракты, например, пятилетнего исполнения — имеющая место быть практика, дарующая помимо возможности продумывания и глубокого анализа технических вопросов технического задания возможность подготовки кадрового состава.
Сразу здесь идёт интеграция возможностей производителей конкретных технических средств, которые, очевидно, будут в конкретном горизонте планирования эксплуатироваться на сетях связи, и возможности подготовки специалистов путём внедрения соответствующих лабораторий в ВУЗы.
Сама по себе модель, сам факт возможности заключения долгосрочных контрактов — однозначно плюс, который вселяет надежду, что к 2030 году у нас есть все шансы для того, чтобы ситуация выровнялась.
Для производителей сущность рынка сегодняшнего дня — ключевая мера поддержки. Желательно, чтобы он был прогнозируемый и гарантированный».